Налог на роскошь в упрощенном понимании обывателя это возможность обложения дополнительными сборами граждан, которые с финансами совершенно уж точно проблем не имеют. Чисто технически, такой налог можно назвать условно косвенным. Потому что налог устанавливается не на доход или расходы. А скорее на конкретное имущество. Но это в общей системе определений. В России же налог на роскошь это нечто другое. Давайте разбираться.

- Оглавление
- Как это работает?
- Есть ли у нас транспортный налог для богатых?
- О налогообложении по вкладам и доходам
- Актуальные поправки на 2021 год
- Налогообложение в Соединенных Штатах
- Целесообразность введения подобных налогов
Как это работает?
Налог на роскошь это что такое? Это фактически:
- Увеличенный транспортный налог.
- Усложненная схема налогообложения по недвижимости.
На этом, собственно говоря налог на роскошь и ограничивается. Потому что в России он касается только автотранспортных средств и недвижимости. В народе это называется налогом на роскошь. Давайте узнаем сколько надо платить налога на роскошь в 2021 году.
На уровне Налогового Кодекса Российской Федерации уже давно обозначили:
- Список имущества.
- Предельную стоимость фиксированных категорий этого имущества.
Следовательно, если у человека стоимость имущества превышает предельный показатель по Налоговому Кодексу, то придется использовать повышающий коэффициент. Фактически, этот самый коэффициент и является налогом на роскошь. Начнем с недвижимости. Оплата повышенных налогов на недвижимость предусматривается в случае превышения предела в 300 миллионов рублей. Эта схема налогообложения срабатывает по умолчанию, если у человека есть недвижимое имущество, которое можно оценить на сумму в 300 миллионов рублей.
В перечень такого имущества (классификация) входят:
- Участки земли с постройками.
- Все наделы под ИЖМ (земля).
- Дачные участки и отдельные дачи.
- Квартиры.
- Частные жилые дома.
Если прошло 3 года с момента начала строительства, то возникает дополнительная проблема. Дело в том, что налогом будет облагаться даже недостроенный объект, целевым назначением которого является проживание. Если не совсем понятно, попробуем привести простой пример. Итак, у вас есть условный участок в пару лишних гектаров. Проблема в том, что этот участок находится не абы где, а прямо в Москве. И даже не за пределами МКАДа, а вот как раз во внутреннем кольце.
Можете догадаться, сколько стоит такой участок. Вы решили построить на нем дом для себя. Скромный домик всего в 800-1200 квадратных метров площадью. Ничего интересного. Так вот, поначалу, вы можете затягивать строительство. Но если вы затягиваете его на протяжении 36 месяцев, то этот недостроенный дом тоже может попасть в базу для налогообложения. Потому что это допускается действующим российским законодательством.
Фактически, самого термина "налог на роскошь" в юриспруденции не зафиксировали. Его можно определить как "повышенное имущественное налогообложение". Потому что как раз используется базовый коэффициент имущественного налога. Однако, в случае с недвижимостью, используется 2 ключевых параметра для расчета этого налога:
- Кадастровая стоимость земельного участка.
- Цена на сам объект недвижимости.
Именно поэтому, привести какой-то реальный пример будет проблематично. Потому что процентная ставка жестко увязана как раз на 2 вышеупомянутых составляющих.
Есть ли у нас транспортный налог для богатых?
Да, есть. Это вторая имущественная категория, которая может облагаться повышенными налогами. Кстати, распространяется этот налог отнюдь не только на автомобильный транспорт. Его можно накладывать на:
- Катера и яхты.
- На самолёты и вертолёты.
Важно понимать, что фактически, распространение этого налога ограничивается суммой отсечки. Она установлена в размере 3 миллионов рублей. Всё что ниже, не попадает под налогообложение по повышающему коэффициенту. Всё что выше попадает. Не стоит забывать и о том, что на территории Российской Федерации самым распространенным средством передвижения является все-таки автомобиль.
Возвращаемся к сути. Тут используется повышенный транспортный налог, формулировка мало чем отличается от ситуации с недвижимостью. Следовательно, те граждане, которые имеют дорогое транспортное средство, платят налоги по повышенному коэффициенту. Если стоимость ТС ниже трёх миллионов, то применяется стандартный транспортный налог. Если стоимость выше суммы отсечки, то применяется увеличивающий коэффициент. Сам налог рассчитывается с учетом:
- Заданной заранее ставки.
- Количества лошадиных сил.
Как мы уже сказали выше, если показатель предела был завышен, то применяется увеличивающийся коэффициент.
При этом, ставка транспортного налога разная по регионам. Поэтому что-то конкретное по этой теме сказать не получится. Кроме того, от оплаты налога могут быть освобождены некоторые категории населения. В случае с недвижимостью, никаких таких льгот получить не удастся. А вот в случае с транспортным налогом, это вполне возможно.
Список лиц, которые освобождаются от уплаты транспортного налога следующий:
- Участники боевых действий.
- Герои России.
- Герои СССР.
- Многодетные.
- Ветераны Великой Отечественной Войны.
- Инвалиды.
Но освободят только в случае, если мощность транспортного средства не превысила 200 лошадиных сил.
И это забавно. Ведь фактически, любой человек при деньгах может легко уйти от налога на роскошь. Это тот случай, когда никакой многодетностью оправдывать уход от налогов нельзя.
О налогообложении по вкладам и доходам
Начнем с доходов. Речь про ситуацию, когда требуется оплата налогов при доходе свыше 5 миллионов. Так вот, для тех, у кого доход выше 5 миллионов рублей за 12 месяцев, ждет повышенная ставка НДФЛ. Для обычного гражданина она составляет 13 процентов. Для гражданина с доходом выше 5 миллионов это 15 процентов. Правда вырученные с этого средства планируют потратить каким-то странным образом. Но пока не будем сильно развивать эту тему.
Вклады физических лиц и налогообложение: еще одна очень скандальная тема. Наверное для всех очевидно, что у государства денег для наполнения бюджета становится всё меньше. Следовательно, теперь месторождениями являются не только:
- Газовые залежи.
- Нефтяные залежи.
Разрабатывать будут месторождения в чужих карманах. Точнее в ваших. С 1 января 2021 теперь налогообложение распространяется и на банковские вклады. И не просто на банковские вклады, а на любые депозиты выше 1 миллиона рублей (Суммарно). Так вот, теперь нужно платить налог в виде 13 процентов с дохода, который вы получаете от этого вклада.
Надо ли говорить, что доход от вкладов в Российских банках сам по себе смешон? Так вот, теперь вы еще будете платить 13 процентов с этого смешного процентного дохода. Первый раз налог нужно будет внести в 2022. Потому что за первый расчетный период взяли 2021 год. Кстати, налог устанавливается не только на процентную сумму с депозита, но и на остаток по счетам. Но только в той части, где есть превышение в 1 миллион рублей.
В предыдущих публикациях мы говорили о том, что хранить сумму выше 1.4 миллиона рублей в российских банках (в одном) нецелесообразно. Потому что система АСВ не покрывает большей суммы. Так вот теперь и сумма больше 1 миллиона рублей уже вызывает иронию. Если вы не хотите платить налог за то, что ваши деньги лежат в банке, придется хранить сумму меньше 1 миллиона рублей.
Это достаточно странная мера. Складывается такое ощущение, что государство ставит своей целью развалить систему вкладов до основания. Ведь как только появились первые новости, отток денег вкладчиков был зафиксирован на рекордном уровне. Фактически, в случае со вкладами, по законодательству устанавливается специальный лимит, который не облагается налогом. И вот этот лимит прямо привязан к ключевой ставке Центрального Банка Российской Федерации.
Кстати, декларации подавать самостоятельно не придется. Ну по крайней мере, именно так задумывался законопроект. На деле же возможно вообще все что угодно.
Фактически, представители ФНС будут самостоятельно запрашивать всю необходимую информацию от банковских организаций. Те будут раскрывать информацию по вкладам на каждого конкретного человека. И уже на базе полученных данных, налоговая служба будет заниматься рассылкой специальных уведомлений, с требованиями уплатить налог. А теперь о том какие были последние изменения о налогообложении на роскошь и богатство.
Актуальные поправки на 2021 год
Итак, все началось с корректировок по транспортному налогообложению. Все дело в том, что есть список автомобилей, которые попадают под налогообложение совершенно точно. Так вот, теперь этот перечень был дополнен еще и популярными серийными образцами. Более того, все еще сильно зависит от комплектации машины.
Опять-таки, согласно 362 статье Налогового Кодекса России, коэффициент (повышающий) для налогов на роскошь привязан к двум ключевым показателям:
- Дата производства транспортного средства.
- Цена машины.
Интересный момент: если машина достигла определенного возраста, то никаких повышенных коэффициентов предусматривать не будут. Это все зарегулировано отдельными правовыми нормами и таблицами. Давайте рассмотрим несколько примеров из таких таблиц, чтобы понять, как это вообще работает сегодня.
Если машина возрастом до 20 лет и стоимостью выше 15 миллионов рублей, то коэффициент устанавливается на уровне трёх. Аналогичный коэффициент применяется для машин возрастом до 10 лет, но в пределах от десяти до пятнадцати миллионов рублей. Если же машина выше 5, но ниже 10 миллионов рублей по стоимости, то коэффициент установлен на уровне двух. Но при условии, что ее возраст до 5 лет.
До введения новых поправок в законодательство, коэффициент попросту динамически снижался. Это снижение было детерминировано временем эксплуатации машины. Но теперь это не работает. Все коэффициенты перестал быть динамическими, теперь они статичные. И исключения из правил тут не предусмотрено.
И раз уж мы затронули тему целесообразности и несправедливости применения налогов на роскошь. Так как де-факто они применяются лишь по отношению к среднему классу, но не к тем, кого стоило бы "прижать". Давайте поговорим о том, какие налоги на роскошь предусмотрены в других странах. Сразу скажем о том, что нижеизложенная информация скорее всего некоторым консервативным и излишне патриотичным гражданам точно не понравится. Правда у нас подобная "практика" и традиции "справедливости" обоснованы чуть ли не на ментальном уровне. И грубо говоря, разного рода инициаторы законопроектов "как в США" будет просто осмеяны и освистаны. Так что мы можем только наблюдать и обсуждать на тему "а как у них там". Но фактически, ничего никто не станет адаптировать, даже с учетом российской действительности.
О причинах такого нежелания каждый может подумать самостоятельно. Сегодняшняя публикация совсем не на эту тему. Хоть и без политических пересечений тут не обойтись. Так как несправедливое налогообложение по отношению к богатым, это все-таки больше про политический контекст, нежели просто про технический или общественный.
Налогообложение в Соединенных Штатах
Фактически, Федеральное правительство Штатов за всю историю его существования несколько раз вводило налогообложение подобного рода. Обычно это было обосновано текущей ситуацией:
- Вводили налоги для того, чтобы увеличивать таким образом доходы (военное время например).
- Отменяли для того, чтобы исправить неожиданные последствия.
Впрочем, отменяли налоги на роскошь и потому, что некоторые предметы становились чем-то обыденным. Ну например автомобиль. Естественно, роскошью называют те услуги и товары, которые доступны лишь самым богатым гражданам. Или тем, кто по своим доходам может претендовать на категорию "сильно выше среднего". Например, в своё время в Америке был увеличен сбор даже на нюхательный табак. Потому что это считалось роскошью. А сегодня вы можете купить этот табак буквально в каждом супермаркете. Да и никакого интереса он не вызывает.
Интересен период 1990-1993. Дело в том, что в те годы, в США пытались увеличить государственный доход при помощи налогообложения:
- Меховых изделий.
- Водного транспорта (яхты).
- Ювелирных изделий (украшения).
Но к чему это в итоге привело? Изначальный расчет был на то, что бедные не сильно пострадают от такой системы. Ведь они и до этого не могли себе позволить нечто подобное. А богатые по логике правительства продолжили бы заниматься тем, чем и ранее. Покупать яхты, дорогие меха и украшения. Однако, подобное привело к альтернативному результату. Потому что спрос на яхты внутри США резко провалился. Все начали искать яхты в других странах. Рухнул спрос буквально на всё. И естественно, вслед за этим начались сокращения.
Более того, после того как денежные средства с налогов были получены, их пришлось отдавать на пособия по безработице. В итоге этот налог на роскошь пришлось отменять. Был в США и налог на автомобили стоимостью выше 30 тысяч долларов. Его введут примерно в то же время. И отменят уже в 2002 году. Потому что это опять ни к чему не приведет.
Фактически, американцы на собственной шкуре прочувствовали всю грусть и тоску подобных тактик и стратегий. Поэтому очень быстро поменяли тактику. Теперь там налог на богатство используется не напрямую, а косвенно. Все товары делятся на классы. Та продукция, что из класса "люкс" облагается повышенной ставкой НДС. Это налог на добавленную стоимость. Более того, эта ставка берется не с потребителя, а с изготовителя.
Налоги на недвижимость в США тоже сильно отличаются от того, что мы привыкли видеть в России. Начнем с того, что там есть динамический налог за недвижимость:
- Ставка от 1 до 2 процентов.
- Периодичность удержания: каждый год.
Ситуация с наследственным имуществом в США еще интереснее. Ведь там есть прогрессивная ставка:
- 3 миллиона рублей оценочной стоимости.
- 55 процентов налога.
Если же имущество стоит меньше, то ставка начинается от 18 процентов.
В 2011 году в США предлагали ввести налог за корпоративную авиацию. Однако, авиация в США это нечто большее, чем у нас в России. Чисто технически, самолет может купить даже какой-нибудь фермер. Там это точно такой же привычный вид транспорта, как и автомобиль.
Предложение о налогообложении корпоративной авиации вновь встретилось с сопротивлением. И это сопротивление было вполне обоснованным, ведь все прекрасно помнили о том, чем закончилась история в 90-х. Пришлось в срочном порядке всё отменять и искать обходные пути и меры.
Целесообразность введения подобных налогов
Все зависит в первую очередь от того, в каком обществе все это происходит. Да, левый общественный запрос по всей видимости вытравить из головы современного человека уже не получится. Поэтому на поверхность всегда начнут всплывать идеи о том, что нужно:
- Все отобрать и поделить.
- Отобрать деньги у богатых в бюджет.
- Раздавать деньги бедным из бюджета и т.п.
Проблема только в том, что как только начинают прижимать самых состоятельных и богатых, они тут же находят обходные пути. Если это не сработало даже на уровне США, то о чем можно говорить применительно к российской действительности?
Более того, в США уже давно есть явная расстановка сил. И состоятельные граждане там это отнюдь не вся власть. В нашем же случае, введение налогов для богатых осуществлялось бы преимущественно самыми состоятельными гражданами. А это уже технический конфликт интересов. Именно поэтому под видом налога на "роскошь" у нас сейчас потихонечку "просеивают" средний класс. Если таковой еще остался.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.